Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования

 М.И.Рожков, М.А Ковальчук

Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в российском обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая способность к адаптации в новых условиях.

   Семья это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая "ниша" с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни. Организация и совершенствование работы с семьей важное направление повышения эффективности воспитательной работы с детьми и подростками.

Естественно встают вопросы – как мы понимаем толерантность и что собой представляет воспитание толерантности у родителей и детей.

Толерантность – понятие сложное и многоаспектное. Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это, на наш взгляд, определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.

Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…». Рассматривая толерантность во взаимоотношениях между членами семьи, в качестве одной из характеристик толерантных отношений можно выделить активное отношение между ее членами на основе взаимного уважения и поддержки.

Толерантность во взаимоотношениях родителей и детей будет тем непроизвольным фактором, который окажет влияние на формирование толерантности как личностного качества ребенка. Семья тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Естественно, школа имеет большой воспитательный потенциал, но семья и индивидуальные особенности ребенка – это, на наш взгляд, две основные детерминанты социального становления человека.